Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

липшиц жак

Энциклопедический словарь

Ли́пшиц Жак (Lipchitz, Lipschitz) (1891-1973), французский скульптор. Выходец из Литвы; во Франции с 1909. Один из основоположников кубизма («Матрос с гитарой», 1914-15) и абстракционизма («прозрачные» композиции с зияющими пустотами в форме, с середине 20-х гг.) в пластике. С 1941 в США.

* * *

ЛИПШИЦ Жак - ЛИ́ПШИЦ (Lipchitz) Жак (1891-1973), французский художник. Выходец из Литвы, с 1911 жил преимущественно во Франции. Усвоив приемы кубизма (см. КУБИЗМ) , выдвинулся в число ведущих скульпторов 20 в. В 1920-30-е гг. кубистический «угловатый» лаконизм форм, жанровая простота мотивов уступают у Липшица место более плавным и величественным ритмам. В образах усиливается эмоциональный лиризм, связанный с широким использованием античных и библейско-евангельских мотивов.

Энциклопедия Кольера

ЛИПШИЦ Жак (Lipchitz, Jacques)

(1891-1973), французский скульптор. Наиболее известны его работы в стиле кубизма, а также более поздние монументальные скульптуры. Липшиц родился 22 августа 1891 в городе Друскининкай (Литва), в 1909 уехал в Париж и четыре года учился в академии Рансона. В юности испытал влияние творчества Огюста Родена. В 1913-1914 в работах Липшица появились геометрические формы, например в композициях Акробат на лошади и Матрос с гитарой. Во время Первой мировой войны он создавал кубистические скульптуры - абстрактные фигуры, где плоскости различных поверхностей накладывались друг на друга. Позднее произведения скульптора обрели менее абстрактный характер (Купальщицы и Пьеро). Поворотной точкой в творчестве Липшица стал переход к экспрессивному натуралистическому стилю; в качестве примеров можно привести скульптурные группы Мать и дитя (1930) и Возвращение блудного сына (1931). Вначале сюжеты произведений были навеяны собственным жизненным опытом скульптора, но вскоре в них нашли отражение политические и нравственные проблемы того времени - депрессия и приход к власти Гитлера. Липшиц стремился выражать свои идеи с помощью символических, библейских и мифологических сюжетов: Борьба Иакова с ангелом (1932) и Похищение Европы II (1938). Его работы часто были огромного размера, например девятиметровый Прометей, экспонировавшийся на Международной выставке 1937 в Париже. В 1941, после оккупации Франции, Липшиц уехал в Нью-Йорк. Среди произведений начала 1940-х годов следует отметить колоссальные скульптуры Тезей, Благословение и трогательную композицию Мать и дитя I. Скульптуры другой серии, известные под названием "прозрачные" (1941-1942), были еще большего размера и отличались экспрессивной трактовкой темы страсти (Невеста и Новобрачная). Липшиц создал также несколько драматических фигур с вывороченными внутренностями, которые должны были символизировать массовую трагедию евреев в Европе, - Чудо, Молитва и монументальная Жертва. Затем он получил заказ на статую Мадонны для церкви в Асси (Франция). Это аллегорическое изображение Богоматери было отлито в бронзе в 1956 и считается одним из самых выдающихся произведений религиозной скульптуры 20 в. Умер Липшиц на Капри 26 мая 1973.

Полезные сервисы